Юрий Веселов, военный обозреватель
Военный конфликт в июне 2025 года с Израилем убедительно продемонстрировал некоторые слабые стороны боеспособности вооруженных сил Исламской Республики Иран (ИРИ), одну из которых представляет боевая авиация. На момент нападения израильских истребителей на вооружении ВВС Ирана находилось чуть более 100 боевых самолетов, произведенных преимущественно в США в середине прошлого столетия. Вполне естественно, иранская боевая авиация была не в состоянии противостоять воздушному врагу, самолеты которого практически беспрепятственно наносили ракетные и бомбовые удары по военным и промышленным объектам ИРИ, в том числе по позициям ПВО.
Следует, однако признать, что военно-политическое руководство страны понимает проблему, и еще задолго до последней американо-израильской агрессии предпринимало определенные шаги по укреплению боеспособности данного вида вооруженных сил. Так, иранцы заключили контракт с Россией о приобретении 34 многоцелевых истребителей Су-35 поколения 4++ и пока получили только четыре машины. Сроки поставок остальных затягиваются.
Вместе с тем иранцы давно присматривались к мировому авиарынку и, по сообщению газеты «Khorasan», еще в 2015 году пытались заключить контракт с Китаем на приобретение до 150 средних многоцелевых истребителей J-10C поколения 4++. Однако сделка не состоялась из-за не преодоленных разногласий по технике оплаты. Китай к тому времени накопил большие запасы нефти и газа, и отказался от бартерного расчета за истребители. В свою очередь, Иран не располагал достаточными валютными средствами и не мог совершить подобную сделку. К тому же в тот период против ИРИ действовали введенные ООН в 2010 году санкции, которые были автоматически сняты в 2020 году. Переговоры были возобновлены, но речь уже велась о покупке 36 китайских самолетов.
«Khorasan» пишет, что бригадный генерал министерства обороны ИРИ Азиз Насирзаде в ходе Совещания министров обороны Шанхайской организации сотрудничества 25-26 июня в Циндао (КНР) провел переговоры с китайскими представителями по вопросу возвращения переговоров по заключению контракта.
J-10C – перспективный тактический истребитель-перехватчик поколения 4++ уменьшенной радиолокационной заметности. Представляет собой одноместный однодвигательный самолет, в создании которого участвовали российские специалисты. Считается дешевым и эффективным истребителем с современной авионикой и серьезным вооружением. Стоимость базовой модели оценивается в 60 млн. долларов, и 90 млн. с предоставлением гарантии, обучением пилота и технического персонала и выдачей комплекта оружия.
Недостатками являются скромный (1200 км) радиус боевого действия, меньшая боевая нагрузка (7260 кг) и производительность на больших высотах по сравнению с тяжелыми истребителями.
По состоянию на середину 2023 года на вооружении ВВС КНР числилось около 560 истребителей J-10 различных модификаций.
В ВВС Пакистана находится 20 самолетов данного типа, и еще заказано 16 единиц. По неподтвержденным данным, КНР заключила контракт на продажу партии истребителей Египту. Сумма поставки и стоимости не известны.
Планы иранцев по массовой закупке боевой авиации в КНР свидетельствуют, что агрессия Израиля и США против Ирана, только стимулировала развитие военно-технических связей между Пекином и Тегераном, укрепляя таким образом их стратегическое партнерство. Входило ли это в планы США – большой вопрос…
E-mail: info@zaigraevo-time.ru