Павел Александров, международный обозреватель
Германия вступила в новую эпоху своей истории. Парламент (Бундестаг) страны, полномочия которого истекают уже на следующей неделе, большинством голосов в 2/3 проголосовал за внесение в Основной закон поправок, ослабляющих т.н. «долговой тормоз». Это правило запрещало увеличивать госдолг за счет займов и тратить из бюджета ФРГ больше средств, чем в него поступает. Цель продавленного лидером ХДС и, по всей вероятности, будущим новым канцлером Германии Фридрихом Мерцем финансового пакета – гарантировать растущие военные расходы «на оборону» и помощь Украине. Речь идет о создании специальных оборонного фонда в 500 млрд евро и т.н. инфраструктурного фонда также в 500 млрд евро. По оценке экспертов, общий объем инвестиций может достигнуть 1-1,5 трлн евро.
Ведущие в эти дни консультации о создании коалиционного правительства ХДС/ХСС и СДПГ изо всех сил старались продвинуть это решение на заключительном заседании уходящего в небытие старого парламента, всячески уговаривая партию «зеленых» поддержать их во время голосования. Главное опасение ХДС/ХСС и социал-демократов заключалось в том, что только поддержка «здесь и сейчас» «зеленых» гарантировала им необходимое большинство в 2/3 парламентариев. В новом Бундестаге соотношение сил будет уже не в их пользу, ведь в нем «Альтернатива для Германии» и Левая партия будут уже иметь блокирующее меньшинство и не допустили бы прохождение этого «эпохального финансового пакета».
Усилия коалиционеров оправдались не в последнюю очередь и ввиду того, что «зеленые» получили своего рода взятку: в формулировке целей инфраструктурного фонда было специально указано, что 100 млрд евро должны быть потрачены на мероприятия по защите климата. В результате, когда-то миролюбивые, а нынче крайне воинственные «зеленые» проголосовали за скомпонованный ХДС/ХСС и СДПГ финансовый пакет и внесение в Основной закон соответствующих изменений по «долговому тормозу».
В ходе предшествовавшей голосованию в Бундестаге дискуссии громко прозвучал голос пока еще министра обороны социал-демократа Бориса Писториуса, обосновавшего необходимость увеличения военных расходов Германии исключительно угрозой нападения на ФРГ со стороны России. Это совсем не удивительно, ведь именно Писториус ранее постоянно продвигал требование перевооружить Бундесвер к 2029 году, утверждая, что через 6-7 лет Россия обязательно нападет на Германию. Кроме того, можно вспомнить и то, что нынешняя тройственная правительственная коалиция распалась после того, как канцлер Шольц уволил своего министра финансов и лидера СвДП Линднера из-за его несогласия нарушать закон о «долговом тормозе».
Еще более «ярко» прозвучало выступление главного нынче поборника усиления военной мощи Германии председателя ХДС Фридриха Мерца, заявившего, что «агрессивная война Путина – это война и против нашей страны, которая может начаться в любой день», поэтому «на нее надо реагировать, не считаясь ни с какими расходами». Стоит заметить, что потери эти касаются не только немецкой казны, но и личного авторитета будущего канцлера. Дело в том, что во время своей предвыборной кампании Мерц последовательно выступал за сохранение «долгового тормоза», а теперь кардинальное изменение его позиции вызвало, мягко говоря, непонимание в местных партийных структурах ХДС, у рядовых членов этой партии.
Стоит отметить, что ведущие оппозиционные партии – «Альтернатива для Германии», Левая партия и «Союз Сары Вагенкнехт – за разум и справедливость» направили в преддверии проведения нынешнего голосования в Бундестаге свои протестные заявления в Конституционный суд ФРГ. Однако все они были отвергнуты, несмотря на то, что законодательство страны предполагает отказ от ситуаций, когда уходящий в отставку состав парламента принимает решения, определяющие развитие Германии на длительную перспективу. Между тем, именно об этом идет речь в случае с отменой «долгового тормоза», ведь она чревата наполнением новых оборонного и инфраструктурного фондов, в первую очередь, за счет громадных государственных заимствований и сокращения расходов бюджета на социальные нужды населения.
Судя по всему, Фридрих Мерц, готовясь сесть в кресло канцлера ФРГ, сильно озаботился тем, что на фоне нежелания Трампа в дальнейшем финансировать милитаристские амбиции европейцев, в первую очередь, Эммануэля Макрона и Кира Стармера, стремится застолбить себе место в качестве лидера сильнейшей в Европе военной державы. Не случайно, агентство Reuters цитирует его заявление о том, что «Германия вернулась. И это сигнал для наших союзников и противников». Представляется, что сигнал этот услышали и в Кремле.